Шахматная стратегия справляет постановку и достижение долгосрочных целей во время игры - например, как разместить отдельные фигуры, - в то время как тактика сосредоточена на немедленных ходах. Однако два аспекта шахматного мышления нельзя по самое не хочу разделить, потому что стратегические цели обычно достигнуты с помощью тактических маневров, и, наоборот, тактические возможности подготавливаются предыдущей правильной стратегией игры.
Основываясь на каких-нибудь стратегических и хитрых характеристиках, шахматная игра делится на три фазы: начало, обычно первые 10-25 ходов, во время которого игроки развертывают свои "армии" и готовят сцену для следующего сражения; средняя игра, развитая фаза игры; и финал, когда большинство фигурок покидает доску и "короли" активно участвуют в матче.
Принципы стратегии
Шахматная стратегия занимается оценкой шахматных достигнутых позиций и постановкой целей и длительных планов на будущую игру. Ценность позиции предназначается пересмотренный камней на доске, пешечной структурой позиции, безопасностью королей, контролем шахматной доски и особенно проверяет ключевых полей и групп квадратов (например, диагоналей, открытых столбцов, черных или белых квадратов).
Самая простая задача - узнать общую стоимость фигур с обеих сторон. Стоимость баллов зависит от опыта; обычно пешки засчитываются по одному очку, стрелки и наездники по трем, башни по пяти очкам (разница в значениях между вышкой и стрелком или всадником озаглавливается качеством) и королевам по девять очков. Ценность короля абсолютна, потому что с его падением игра заканчивается, но для концовки его боевая ценность равна примерно четырем очкам. Эти базовые точки затем трансформируются другими факторами, такими как расположение камней (например, опытные пешки обычно более ценны, чем пешки в исходной позиции), координация между камнями (например, пара огнестрелен обычно координирует свои действия лучше, чем пара: стрелок и всадник) или тип удерживаемые позиции. Райдеры обычно лучше работают в захлопнутых позициях с большим количеством пешек, тогда как стрелки лучше выступают в открытых позициях. Однако, если Вы желаете достичь небывалых высот в данном виде спорта, то рекомендуем купить шахматные гонки.
Еще одним важным фактором при оценке клетчатой позиции является ее пешечная структура (иногда называемая "пешечным скелетом") или конфигурация пешек на шахматной доске. Поскольку пешки - наименее подвижные фигуры, пешечная структура относительно устойчива и в значительной степени определяет стратегический характер позиции. Слабые стороны пешечной структуры, такие как изолированные пешки (без пешек своего цвета на соседних столбцах), двойные пешки (две пешки одного цвета на одном столбце) или отложенные пешки (отставание от других пешек на соседних столбцах), обычно носят длинный или даже одинаковый характер. Следовательно, их "появление на доске" должно быть предотвращено, если они не возместятся другим преимуществом, например возможностью начать атаку.
Шахматист или с тренером, или своими силами начинает смотреть партии будущего соперница и видит, что тот в одной партии нарвался на "вилку", в другой попал под связку и потерял фигуру. Вывод следует незамедлительно: "Слабак. Наконец-то повезло с жеребьевкой! Можно сказать, что очко уже в кармане". Никакие выражения тренера о том, что нужно отлаживаться на тяжелую, жесткую борьбу, не действуют. Логика при этом проста: "Раз всем зевал, значит и мне зевнет!" Конечно, подготовка к партии на этом прекращается, но на следующий день вместо ожидаемых фанфар звучат медные трубы. Начинаются примерно такие сетования: "Противник сражался как лев, почему-то ничего не подставил, а в равном эндшпиле с профессиональной помощью какого-то тычка еще и пешку провел в ферзи. Интересно, какая муха его укусила? С другими играл слабо, а против меня…" Так продолжается до очередной жеребьевки, которая приносит имя нового соперника. Опять знакомство с его созданием вселяет уверенность в успешном исходе встречи. "Еще бы ее не было! Ведь этот противник делает "подарки" по несколько раз за партию, так что завтра, можно считать, у меня отдых. Да, я его…" А после еще одного тура наш шахматист вновь жалуется на судьбу, и из его уст слышится сакраментальное "Почему? Почему он другим отдавал все подряд, а мне - ничего? Даже пешку не зевнул!"
Шахматные планы обычно ориентированы на краткосрочные действия - настолько недолговечные, что их может заранее рассчитать человек или компьютер. Однако глубина расплаты зависит от способностей игрока или удобства и простоты процессора, но также и от характера позиции: в тихих позициях с множеством опций с обеих сторон более бездонный расчет невозможен, в то время как "тактические" позиции с ограниченным количеством форсированных ("форсированных") вариантов дозволяют очень длинные последовательности штрихов.
Простые одноходовые или двухходовые тактические действия, такие как угрозы, обмен материалами, двойные атаки и т. д., могут быть объединены в более сложные варианты , тактические маневры, часто выуженные с одной или обеих сторон. Теоретики описали множество элементарных хитрых приемов и типичных маневров, таких как связывание (ограничение движения фигуры противника таким образом, чтобы его оттягивание могло поставить под угрозу фигуру другого противника), вилки ( двойной удар , когда одна фигура создает две угрозы одновременно, и то и другое невозможно просигнализировать сразу). жертва (ход, с помощью которого игрок сознательно предлагает оппоненту возможность получить реальное преимущество, одновременно стремясь получить преимущество другого вида, например, нападение, за беззаветный материал) и другие.
Принудительный вариант, связанный с жертвой и обычно приводящий к ощутимой выгоде, называется комбинацией. Интересные и изумительные комбинации - например, из " Бессмертной игры" - воспринимаются как красивые и являются дисциплиной изучения и плениться шахматистов. Поиск композиций также является распространенным типом шахматных задач, направленных на развитие навыков игрока.
На детских соревнованиях любого ранга можно услышать сетования тренера проигравшего воспитанника: «Мой сегодня мог выиграть с помощью комбинации, но прошел мимо нее и в итоге проиграл. Не везет. Жалко, ведь дома он прорешал столько примеров на эту тему. Наверное, нервничает». Да, возможно, нервничает, но дело не в этом. Сильные шахматисты утверждают: «Если в задании знаешь, что нужно сделать, то его сложность снижается на 1-2 разряда». Отсюда и возникает довольно значительное несоответствие между «теорией» и практикой. Конечно, разница будет всегда, но ее можно и надо уменьшить. Этим и объясняется появление предлагаемой Вашему вниманию книги. По сравнению с упомянутыми выше книгами форма подачи заданий у нас принципиально иная: 50 тестов, по 12 позиций в каждом, время, отводимое на выполнение теста, — 1 час. Тематика примеров обширна (всего 35 видов), очередность их случайна, так что вывести какие-либо закономерности сложно, остается лишь один путь: изучать позицию, анализировать увиденное, выделять главное и с помощью рассуждений делать выводы, т.е. предлагать решение. Если решение правильное, то Вы за него получаете определенное количество очков (от одного до четырех). Сумма очков, набранных при решении позиций одного теста, позволит судить об уровне Вашей подготовки.